Игра и общение

Развивающие игры с куклой



Кукла – уникальная игрушка! Речь не идет о кукле вообще, о простой кукле. Ребенок отождествляет себя с игрушками и «впитывает» те качества куклы, которые внешне выражены более ярко. Поэтому важно, чтобы кукла была похожа на человека, с естественными пропорциями, адекватным внешним видом.


Кукла - игрушка универсальная. Поэтому должна быть не только у девочек, но и у мальчиков. Игры с куклой развивают мелкую моторику, мышление, речь, память, эмоциональную сферу. В процессе игры ребенок осваивает навыки самообслуживания, учится взаимодействовать. Рассмотрим некоторые примеры игр с куклой и их значение:


Одеваем и раздеваем куклу. Для нас навыки одевания кажутся элементарными, а для ребенка, особенно  раннего возраста, это, порой, непосильная задача. На кукле потренироваться полезно и гораздо легче. Дети с удовольствием раздевают кукол, одевают, примеряют на них разные наряды. После чего навыки переносятся уже в повседневную жизнь.


Кормим куклу. В процессе игры с куклой почти незаметно формируются навыки самостоятельной еды. Умение держать ложку, чашку,  вилку формируется через игру. 


Уход и гигиена. Кукла купается, моет руки, чистит зубы, ходит на горшок, а ребенок в игровой форме закрепляет навыки ухода за собой.


Сюжетно-ролевые ролевые игры. С этой задачей кукла справляется превосходно. В процессе игры у детей совершенствуется речь, умение общаться, взаимодействовать. Все свои действия ребенок проговаривает и комментирует. С возрастом от простых манипуляций с куклой игра переходит к последовательности действий: помыть руки кукле, покормить, уложить спать и т.п. Это важный этап психического развития детей. Помимо этого, осваивается целый спектр эмоций, чувств и ощущений (кукла голодная, грустная, веселая, ей холодно и т.п.). Уход за куклой учит ребенка быть заботливым, любящим по отношению к другим. Закладываются навыки родительского поведения. В тоже время взрослый может увидеть в игре ребенка  свои действия как родителя со стороны.  Это детский способ познания окружающего мира. Куклу можно кормить, купать, одевать, лечить, учить – вариантов игр множество.


Изучение частей тела. Куклы идеально подходят для этого: «А где у куклы Маши глаза? А у Кати где глаза?». Данная игра не только помогает ребенку ориентироваться в схеме собственного тела, но развивает речь ребенка.


Кукла может быть другом, помощником. Игры с куклой позволяют детям активно развиваться и учиться важным жизненным и социальным навыкам. Когда к игре присоединяются родители, это особенно полезно, потому что они могут продемонстрировать на игрушках примеры конструктивного поведения, обсудить важные ситуации, изменить сюжет игры, внести в него новые элементы.

15 важных рекомендаций Юлии Борисовны Гиппенрейтер


1. «Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!» («Общаться с ребенком. Как?»)

2. «Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или “непозволительными” они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его». («Общаться с ребенком. Как?»)

3. «Дети часто думают, что родители – “железные Феликсы”, просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: “Ты знаешь, мне было обидно это услышать”. Вывод он сделает сам. Главное – быть искренними и не манипулировать его чувствами». (Из интервью Psychologies.ru)
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

4. «Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем.
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я – хороший”, а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущение “со мной что-то не так”, “я плохой”». («Общаться с ребенком. Как?»)

5. «Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него». («Общаться с ребенком. Как?»)

6. «Не приученный к порядку и правилам, ребенок оказывается во власти минутных желаний, неуправляемых эмоций, случайных влияний. Мы говорим, что он разболтан, не организован, не воспитан. Во многих ситуациях он оказывается без ориентиров, не знает, как себя вести, как организовать свои дела и время. Правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни». («Продолжаем общаться с ребенком. Так?»)

7. «Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования “на прочность” и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать». («Поведение ребенка в руках родителей»)

8. «Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке». («Общаться с ребенком. Как?»)

9. «Наказание – это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его – сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.
Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше». («Продолжаем общаться с ребенком. Так?»)
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

10. «Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам». («Общаться с ребенком. Как?»)

11. «Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности». («Продолжаем общаться с ребенком. Так?»)

12. «Непослушание – единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним». («Общаться с ребенком. Как?»)

13. «Часто непослушание детей – это форма “восстания” против взрослого, в ответ на надоевшие требования. Когда в своих действиях, наоборот, взрослый неожиданно переходит на сторону ребенка, тому становится больше не с кем и не с чем воевать». («Продолжаем общаться с ребенком. Так?»)

14. «Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!”». («Общаться с ребенком. Как?»)

15. «Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным"». («Общаться с ребенком. Как?»)
фото 1

Комментариев нет:

Отправить комментарий